Открытые данные

Что такое открытые данные и зачем они нужны?

Ежегодно на формирование государственных информационных ресурсов затрачивается значительная часть бюджетных средств. Информация, собранная и сформированная трудом многочисленных государственных служащих, после использования по назначению в системе государственного управления за редким исключением вовлекается в общественное использование.
Сведения постепенно устаревают, утрачивают свою ценность.
Будучи своевременно опубликованы, эти сведения могли бы послужить обществу, превратившись в ценное сырье для экономики, науки и техники, лечь в основу для создания новых услуг, выступить основой для совершения разумного жизненного выбора граждан.
До недавнего времени о крайне низком значении «коэффициента полезного действия» государственной информации задумывались единицы.
Но осознание недопустимости такого положения пришло, и за относительно короткий срок ситуация с открытыми данными в России изменилась в корне – сегодня ни государство, ни общество не готовы мириться со столь низким КПД государственных данных:

  • на государственном уровне признана актуальность задачи повышения «коэффициента полезного действия» государственной информации;
  • сформирована и последовательно реализуется государственная политика в области публикации открытых государственных данных;
  • приняты ключевые нормативные правовые акты, обязывающие государственные органы раскрывать сведения неограниченного распространения в форме открытых данных;
  • развивается государственная информационно-технологическая инфраструктура открытых данных;
  • постепенно формируется культура и экосистема открытых данных.

Открытые данные – информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная в сети «Интернет» в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях её свободного (бесплатного) использования.
Пользователь вправе использовать (в том числе повторно) открытые данные свободно, бессрочно, безвозмездно и без ограничения территории использования, в том числе имеет право копировать, публиковать, распространять открытые данные, видоизменять открытые данные и объединять их с другой информацией, использовать открытые данные в коммерческих целях, использовать для создания программ для ЭВМ и приложений.
Требование о предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством её размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных определено пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». 
Обязательному отнесению к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти в сети «Интернет» в форме открытых данных, подлежит информация, включённая в «Перечень общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2013 № 1187-р (далее – Перечень).
На настоящий момент все обязательные наборы данных о деятельности органов исполнительной власти Кировской области, включённые в Перечень, опубликованы на портале открытых данных Российской Федерации в сети «Интернет» http://data.gov.ru/ (в соответствии с требованиями п. 5.1 Методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технических требований к публикации открытых данных, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29.05.2014 № 4).

Об открытых данных одной строкой:

Опыт Лондона: после раскрытия транспортных данных, разработчики и энтузиасты создали свыше 500 различных приложений, что позволило городу сэкономить на разработке собственных дорогостоящих проектов.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации в области открытых данных:

1) Типовые условия использования общедоступной информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, утвержденные протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 19 сентября 2016 г. № 6.

2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №1187-р "Об утверждении перечня общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных".

3) Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 149 "Об утверждении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования".

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных».

5) Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технических требований к публикации открытых данных, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29.05.2014 № 4).