Электронное правительство

Электронное правительство — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным служащим, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Основной задачей в этом направлении является создание и переход на новую модель взаимодействия гражданина и государства. Эта модель предполагает организацию трех единых каналов взаимодействия: это сеть центров госуслуг «Мои документы», это единый и региональный колл-центр, это единый и региональный портал госуслуг.

По своей сути, в основе новой модели системы оказания госуслуг лежат принципы межуровневой, межотраслевой кооперации и процессного управления, позволяющие в промышленном масштабе оказывать государственные (муниципальные) услуги всех уровней власти с помощью единой инфраструктуры.

Такая модель безусловно отвечает интересам населения и бизнес-сообщества, с одной стороны, и органов власти, с другой стороны. Первые получают понятную, простую и дружелюбную систему госуслуг, единого, узнаваемого контрагента и единые высокие стандарты обслуживания. Органы власти также получают единую систему предоставления госуслуг, но уже как единый, универсальный инструмент реализации своих публичных функций, который за счет эффекта кооперации и промышленного масштаба способен обеспечить максимальную экономическую эффективность, прежде всего, для консолидированного регионального бюджета.

Переход на такую трехканальную систему оказания госуслуг уже на этапе становления дает свои положительные результаты. При этом именно совершенствование системы госуправления, в значительной степени за счет построения и перехода на новую систему оказания госуслуг, способно оказать положительное влияние на инвестиционная привлекательность региона. По итогам 2015 года Кировская область вошла в пятёрку самых динамичных регионов по улучшению инвестиционного климата, при этом значительную роль здесь сыграл прорывной характер построения сети МФЦ. Количество центров госуслуг «Мои документы» в 2015 году было увеличено более чем в 2 раза.

При создании и переходе на новую систему госуслуг необходимо опираться не только на ожидаемые эффекты, в т.ч. вышеуказанные эффекты и результаты, но и на сроки, в которые система и ее основные элементы должны быть созданы, а результаты получены.

2015 год был годом всероссийского дедлайна проекта по созданию сети МФЦ. В настоящее время этот канал взаимодействия населения и государства создан, и более 95% кировчан и жителей области имеют возможность получать госуслуги в МФЦ по принципу «одного окна». Именно на базе МФЦ должен быть создан региональный центр телефонного обслуживания, это отвечает принципу целесообразности и экономической эффективности, и соответствующие мероприятия должны быть выполнены в рамках развития и совершенствование деятельности МФЦ.

Что же касается получения электронных услуг с помощью единого или регионального порталов госуслуг, то здесь также 601-ым Указом Президента России установлен заданный результат и срок, к которому они должны быть выполнены: к 2018 году не менее 70 процентов граждан должны использовать механизм получения услуг в электронном виде.

Таким образом, с точки зрения создания и перехода на новую, современную и эффективную модель предоставления госуслуг важнейшим, приоритетным направлением деятельности региональной власти в 2016-2018 годах должно стать развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также популяризация электронных госуслуг среди населения и бизнес-сообщества.

Несмотря на то, что в 2015 году в условиях серьезных ресурсных, временных ограничений основным проектом министерства был проект по созданию сети МФЦ, в направлении перехода на предоставление услуг в электронном виде совместно с другими органами власти, нашими подведомственными учреждениями, была проведена значительная работа, которая дала следующие результаты:

1. Обеспечено штатное, регламентное функционирование региональной инфраструктуры электронного правительства, в т.ч. региональной СМЭВ, а также в штатное, регламентное взаимодействие с федеральной СМЭВ.

Посредством СМЭВ осуществляется предоставление документов в электронной форме как в целях оказания государственных и муниципальных услуг органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, так и в целях предоставления документов по запросам федеральных органов власти.

В настоящее время к региональной СМЭВ подключены все органы исполнительной власти области, администрации 45 муниципальных районов и городских округов, 226 сельских поселений, все территориальные отделы МФЦ. В 2015 году реализовано подключение ко всем необходимым на тот момент сервисам федеральной СМЭВ, разработаны необходимые адаптеры к внутрирегиональным сервисам СМЭВ.
Следует отметить, что по итогам 2015 года Кировская область занимает 38 место среди регионов Российской Федерации по количеству запросов в адрес федеральных органов исполнительной власти (в 2014 – 63 место).

2. По состоянию на 01.01.2016 в электронный вид переведены 192 из 214 региональных госуслуг, или 90,2%. При этом в 2015 году из общего количество предоставленных в Кировской области госуслуг в размере более 12 млн.услуг в электронном виде предоставлено около 5 млн.услуг, что составляет более 40%.

Эти данные также коррелируются с данными Росстата, согласно которым по итогам 2015 года уже около 34% кировчан используют механизм получения услуг в электронном виде. В 2014 году этот показатель составлял только 23%. По сравнению с 2014 годом Кировская область с 54 места поднялась в национальном рейтинге на 15 позиций и по итогам 2015 года занимает 39 место. Вместе с этим следует отметить, что по темпу роста числа граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме, Кировская область по итогам 2015 года занимает 21 место в России и 5 место в Приволжском федеральном округе. При этом размер этого показателя в Кировской области (более 145%) значительно превышает окружной и среднероссийский, которые установились на уровне около 112%.

3. Обеспечено функционирование широкой сети пунктов подтверждения учетных записей ЕСИА во всех муниципальных образованиях области.

На конец 2015 года число пунктов составило 322 ед. Кировская область по числу пунктов подтверждения учетных записей в ЕСИА находится в первой десятке регионов России, в настоящее время занимает 8 место. Следует отметить, что в настоящее время делается анализ эффективности, результативности их работы, по результатам которого будут приняты соответствующие решения о корректировке их работы, в т.ч. в части повышения активности их деятельности.

Необходимо также отметить, что по количеству зарегистрированных в ЕСИА по итогам 2015 года Кировская область также значительно улучшила свой рейтинг, поднялась в нем на 8 позиций с 66 места в 2014 году на 58 по итогам 2015 года. И если по итогам 2014 года в ЕСИА было зарегистрировано 5,9% кировчан (около 66 тыс.чел.), то в по итогам 2015 года уже более 13% кировчан (более 148 тыс.чел.) зарегистрировано в ЕСИА, т.е. их количество увеличилось более чем в 2 раза за один год, и это очень хороший темп, очень хороший показатель. При этом по итогам мая этого года Кировская область уже находится на 57 месте среди регионов РФ с показателем 16,2% (или 180 тыс.чел.).

4. В 2015 году проводилась и продолжает проводится серьезная работа по популяризации получения услуг в электронном виде, прежде всего, в рамках проекта «Волонтеры информационного общества». Считаем эту работу также успешной. Кировская область в настоящее время занимает первое место вместе с городом Москва и Ростовской областью среди регионов России в рейтинге Минкомсвязи по популяризации электронных госуслуг.

Следует отметить, что определенные успехи Кировской области по вышеуказанным направлениям, связанным с переходом на предоставление услуг в электронном виде, отмечены на федеральном уровне.